Главная » Советы специалистов » Консультация для родителей «Духовно-нравственное развитие детей посредством искусства»

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА»

 Реформирование общественной жизни, ее демократизация и деидеологизация наряду с несомненными положительными аспектами этих процессов породили и негативные явления, граничащие с кризисом в духовной сфере. Это проявляется в деформации нравственных устоев, росте преступности, распространении алкоголизма, наркомании, СПИДа. И что особенно тревожно – этим недугом поражаются дети. Самой общей причиной такого результата реформирования и положения дел в духовной сфере является пренебрежительное отношение, а порой игнорирование важнейшего принципа различных преобразований – здравого смысла и чувства меры. С древнейших времен известно, что всякое превышение в каком-либо процессе меры, т.е. выход за грани допустимого, ведет к противоположным количественно-качественным результатам.

Ход экономических, политических и социальных преобразований в России на рубеже ХХ и ХХI веков предоставляет нам множество примеров в этом отношении. К ним относятся проблемы приватизации, чрезмерное увлечение рыночными отношениями и их абсолютизации, отрицание предшествующих достижений в государственном и общественном развитии, полное отрицание значимости идейных мотивов и т. д. Это не могло не сказаться и на духовной сфере, а фактически породило в ней кризис.

Вседозволенность, отожествляемая со свободой и демократией, самым печальным образом стала проявляться в душах детей, в их чувствах и культуре, в нравственных ориентирах. С сожалением приходиться констатировать, что не только среди детей, но и среди старшего поколения наблюдается эрозия нравственных ценностей. Культура, наука, образование, призванные обогащать внутренний мир человека, оказались слишком слабыми в противоборстве со средствами массовой информации, беззастенчиво извергающими иногда откровенную бездуховность и пошлость.

Духовно-нравственное развитие детей в дошкольных учреждениях.

В последние годы снижается педагогическая компетентность в воспитании нравственности не только родителей, но и специалистов-практиков, работающих с дошкольниками. Это объясняется смещением акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как наука и практика свидетельствуют: возраст от рождения до 8 лет – это очень важный период для формирования эмоциональной и нравственной сфер духовного мира личности.

         Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах, нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

         Эту особенность стремились учесть составители образовательных программ, выделив блок задач по нравственному, патриотическому воспитанию.

         Средства для решения поставленных задач предлагаются различные: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций, организация сюжетно – ролевых и дидактических игр. На примерах жизнедеятельности народных героев, подвижников и святых и святых земли Русской раскрываются важнейшие нравственные понятия. На конкретных примерах дети лучше осознают значимость духовных ценностей во взаимоотношениях людей и общественной жизни.

         У некоторых детей, отсутствует - какой бы то ни было высокий идеал, высоконравственный пример для подражания, а это необходимо, потому что слова волнуют, а примеры влекут.  Дети часто хотят высказаться, нарисовать или вылепить что-то по поводу услышанного и увиденного – то, что родилось в их воображении. Такую возможность необходимо дать каждому ребенку. Наш опыт – это попытка найти новые подходы, новое содержание, новые способы воспитания у детей духовности и нравственности.

         Богатым потенциалом в плане духовно-нравственного развития детей обладает искусство.          

 Духовно-нравственное воспитание детей посредством искусства.

   В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка, в первую очередь, на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дети находятся на домашнем обучении, а современные игрушки и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

         Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых детей психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. У некоторых возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

         С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр, как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя не место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

         Используя в своей работе программу «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой мы стимулируем способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учиться преобразовывать мир, задействовать фантазию, воображение, общение с людьми.

         Гармонизация отношения ребенка с окружающим миром в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний. А самое главное – он будет расти любящим, активным, думающим, и чувствительным человеком.     

 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРИМЕНЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА.

         Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности.

         Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины.

         В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека, в галереях выставляли скульптуры, олицетворяющие благородные человеческие качества «Милосердие», «Справедливость» и др. Считалось, что созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров.

         Древние греки придавали особое значение театру. Первый театр возник именно в Древней Греции. В Афинах, Спарте и других областях Греции театр был государственным учреждением. С помощью силы театрального воздействия проповедовались определенные идеи, формировалось мировоззрение народа. Театр давал зрителям живые уроки героизма, воспитания воли, верности своим идеалам. Сильные духом Прометей, Эдип, Антигона, Электра, их переживания привлекали к себе и вызывали сострадание.

         В классической Греции музыкальное искусство воспринималось, как триединство «мусических искусств» - поэзии, танца и музыки.

         Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (У1 век до н.э.), Аристотель, Платон (1У век до н.э.) указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

         Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи,  жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. От Пифагора пошла традиция: сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом».

         Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V век до н.э.). Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций. А по мнению Платона, снятию головной боли помогали лечебные травы, их воздействие усиливалось пением и музыкой.

         Итальянский музыкант теоретик Средневековья Дж. Царлино (1517 -1590) описывает, как Сенократ звуками трубы возвратил здоровье безумным, а Талет, звучанием древнего музыкального инструмента кифары излечил чуму. Пророк Давид игрой на кифаре и пением помог библейскому царю Саулу избавиться от депрессии.

         Врач Асклепий музыкой утихомиривал ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим. Гомер в «Одиссее» повествует о лечении ран воина звуками музыки и пения, о том, как Ахилл снимал свое напряжение своим пением и игрой на лире. По мнению древних греков и римлян, музыка, исполняемая на цитре, способствовала процессу пищеварения.     

Считалось, вокалотерапия эффективна при врачевании. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения, имеющего многовековую историю. Художественное пение существовало уже до нашей эры в Египте, Малой Азии, Древней Греции.

         Танец использовался древними в целях врачевания. И в более поздние времена в Италии движения под быструю, динамичную музыку считались эффектным средством лечения тарантизма (укуса паука – тарантула). Больные в «вытанцовывая» яд из тела.

         В Древнем Китае музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. Особенностью китайской медицины является соматопсихический подход, согласно которому каждому органу соответствует своя психическая функция.         

         Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека. В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа. Сначала вызывается активность в уме, ум, с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане, при этом вибрация в виде дыхания через внутренние органы (область живота, легких, носоглотки) образуют голос. Голос выражает позицию ума, ложную или истинную. Он также обладает силой магнетизма как идеальный природный инструмент.   Индийская философия утверждает, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыкотерапии. А любой человек, общаясь с искусством, достигает в той или иной области высокой степени возвышенного «поля мысли».

         В середине века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом человека и предпочтением им того или иного характера музыки.

         Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученных легли в основу научного обоснования использования искусства в работе с детьми и взрослыми.